"Бл*, тут же сплошная физика" - так подумает любой читатель при первом знакомстве с книгой "Физика и философия" В. Г. (по опыту знаю). Для полного представления сути самой квантовомеханической природы, проявляемые в субатомном (хотя, это еще одно проблемное поле - каковы все-таки области применимости данной теории? - вопрос еще открыт. Но если отмечать лишь особые квантовые эффекты, не имеющих классического, макро, аналога, то тогда данная пропозиция не потеряет свою силу) мире нашей вселенной, лишь при анализе исторического развития самих идей (парадигм), начиная с сэра Исаака (и теми, на чьих идеях была развита сама классическая теория) и кончая современниками автора книги, и к тому же, адекватное осознание вытекающих отсюда (т.е. из этих новых теорий) следствий, в форме новых идей, сугубо постмодернистского характера, и которые способны дать новый импульс человеческому сознанию (сюда также входит, одновременно зарождавшееся, релятивистское истолкование мира) не только для физико-математического круга ученых, но и для интеллектуалов, занимающихся гуманитарными видами знания (в качестве примера можно указать на постпозитивизм), сможет артикулировано дать лишь некоторые гениальные умы. Таких людей по пальцам можно сосчитать (но это мое субъективное мнение). Сюда можно было отнести еще и Декарта, Лейбница, Паскаля, Пуанкаре и Бора. «Все вещи суть числа» - положение, приписываемое Пифагору. В современной квантовой теории едва ли можно сомневаться в том, что элементарные частицы в конечном счете суть математические формы, только гораздо более сложной и абстрактной природы. __________ Вернер Гейзенберг "Физика и философия" 5 декабря 1901 года родился Вернер Карл Гейзенберг, немецкий физик-теоретик, один из создателей квантовой механики. ГЕЙЗЕНБЕРГ (Heisenberg) Вернер Карл (5 декабря 1901, Вюрцбург – 1 февраля 1976) – немецкий физик-теоретик, один из создателей квантовой механики. Окончил Мюнхенский (1923) и Геттингенский (1924) университеты. Профессор теоретической физики Лейпцигского университета (1927–41), директор Института физики кайзера Вильгельма и профессор Берлинского университета (1941–45). В 1941–45 – один из руководителей немецкого атомного проекта. В 1945 был интернирован в Англии. В 1946–58 – директор Физического института и профессор Геттингенского университета. С 1958 – директор Института физики и астрофизики, профессор Мюнхенского университета. Работал в области квантовой механики, квантовой электродинамики, релятивистской квантовой теории поля, теории ядра, магнетизма, физики космических лучей, теории элементарных частиц. В 1925 вместе с М.Борном и П.Йорданом разработал матричную механику – один из вариантов квантовой механики (Нобелевская премия, 1932). В 1927 сформулировал принцип неопределенности, ограничивающий применение к микрообъектам классических понятий. Один из создателей копенгагенской интерпретации квантовой механики. В 1950–60 развил нелинейную единую теорию поля. В Англии в 50-х гг. читал курс лекций по философским проблемам современной физики («Физика и философия», 1959). Для философских воззрений Гейзенберга характерна широта интеллектуальных интересов. Размышляя об абстрактных построениях научных понятий, он стремился развить представление о непреходящей силе науки, которая заключается в особенном способе обобщения, позволяющем охватывать теоретической мыслью разнородные явления и давать этим явлениям единое объяснение. Убедительность научных достижений механики Ньютона коренится прежде всего в том, что эта теория позволила представить единую картину крайне различных явлений мира – от наглядных движений тел, повседневно наблюдаемых на Земле, до гармонического движения Космоса. Единство науки часто открывается непреднамеренно, просто в силу того, что люди задают вопросы природе, совершенствуя при этом технические средства и в особенности язык, на котором они формулируют эти вопросы. В изучении истории науки Гейзенберг призывал не ограничиваться историей открытий и наблюдений, но включать в рассмотрение историю развития понятий. Такие понятия классической механики, как масса, сила, скорость, место и время, представляют собой отвлечение от многих реальных особенностей изучаемых процессов. Содержание этих и других понятий строго определено, и в силу этого теоретические утверждения, в которые входят эти понятия, оказываются верными вне зависимости от указанных особенностей, а значит, верными на все времена и в любых самых отдаленных звездных системах. Если естествознание открывает нам смысловое единство природы, то искусство побуждает нас к прояснению смысла нашего существования. В искусстве мы хотим отобразить миропонимание, общее всем людям Земли. Хотя мы и говорим, что наша высшая цель – создание новых форм и все завершается построением этих форм, тем не менее, такие формы могут явиться нам лишь при открытии нового содержания. Создавать новое искусство, по мысли Гейзенберга, – значит делать зримым и слышимым новое содержание, а не только изобретать новые формы. Гейзенберг был глубоко озабочен социальными событиями не только в своей стране, но и в мире в целом. Постепенно укореняется ощущение, что локальное нарушение в части мира может повредить всему существованию человечества. Он обращал внимание на то, что мы поставлены перед лицом огромных политических опасностей. Гейзенберг настойчиво искал пути выхода из трагической ситуации, в которой вынуждено жить человечество, и не только в самой науке, которая, по его словам, есть средство взаимопонимания народов, но и в сокровенных особенностях человеческого существа. Гейзенберг надеялся, что человек способен вникнуть не только умом, но и сердцем в ту отпугивающую пустоту и даль, куда нас завели техника и естествознание. Η.Φ.Овчинников